Самым главным инструментом маляров по праву называют кисть. Они бывают разными, но самыми лучшими считаются кисти из натурального материала, например из свиной щетины, конского волоса или беличьей шерсти. Используя кисти, изготовленные из свиной щетины, можно добиться отличного качества работы благодаря особенности строения свиного волоса, который на конце раздваивается, что значительно снижает жесткость щетины.
Менее хорошими считаются кисти из искусственных материалов. Однако в последнее время огромную популярность завоевали кисти, которые по своим рабочим качествам не уступают природным. Непрофессиональные маляры могут, конечно же, применять в работе любые кисти. Главное, чтобы они были либо новыми, либо отмытыми с помощью уайт-спирита от старой краски. В противном случае слипшаяся щетина с остатками засохшей краски во время проведения малярных работ будет оставлять на стене резко выделяющиеся полосы, и вся окрашенная поверхность станет выглядеть неэстетично.
Начинающим мастерам желательно пользоваться новой кистью. Кроме того, следует запомнить, что после проведения покрасочных работ кисти нужно обязательно опускать в банку с уайт-спиритом для отмокания. Эта мера поможет использовать эту кисть и в дальнейшем.
Для разных видов малярных работ понадобятся несколько различных по форме и размерам кистей. Большие площади обычно окрашивают крупными кистями, а для окрашивания небольших участков, напротив, подойдут маленькие кисти.
В некоторых случаях, например для того, чтобы провести узкую полосу, можно воспользоваться обычной акварельной кисточкой.
Для нанесения на поверхность огрунтовочных составов, масляных и эмалевых красок пользуются ручными кистями. Мягкие плоские кисти подходят для всех видов малярных работ, включая грунтование и нанесение лака. Для размывки стен, нанесения грунтовок и красок пользуются маховыми кистями. Кистями подобного рода можно наносить практически все виды красок, только для тонкого нанесения краски волосяную часть следует немного обмотать так, как это показано на рисунке 39. После работы маховой кистью с обмоткой кисть разматывают. В противном случае под обмоткой останутся частицы краски, которые потом будет очень трудно удалить.
Маховая кисть с обмоткой.
Флейцевыми кистями производят «финишную», или, иначе говоря, окончательную, отделку окрашенных стен. Именно с помощью этих удобных кистей можно исправить некоторые небольшие дефекты, например восстановить однородность фактуры красочного слоя или снять наплывы (рис. 40).
Флейцевая кисть.
Новые кисти также нужно предварительно подготовить: тщательно очистить щетину и промыть ее в теплой мыльной воде. Затем кисти следует выдержать около 1 ч в воде. После этого новой кистью наносят первый огрунтовочный слой, который не влияет на окончательный результат работы. После этого щетина новой кисти приобретет ту самую форму, которая оптимально подходит для нанесения красочных составов.
Новая кисть довольно часто имеет «тяжелый ход», как часто говорят маляры. После нанесения ею очередного красочного слоя на поверхности стены остаются грубые полосы. Для того чтобы исправить этот недостаток, кисть опускают в уайт-спирит на 10 мин и слегка постукивают ею по кирпичу или бетону.
От использования изношенной кисти (а кисть считается таковой в том случае, если она истерта по длине волоса на 60 %) нужно отказаться. Чаще всего кисть изнашивается при работе с масляными красками. Для того чтобы продлить срок годности кисти, ее нужно периодически опускать в банку с водой, керосином или такой же краской, оставляя там на 10 мин.
Теперь несколько слов о том, как правильно смачивать кисть в краске. Для этого щетину погружают в краску на половину длины, после чего обтирают о внутреннюю сторону банки для удаления излишков краски. После окончания работ кисть промывают водой (при условии, конечно, что краска клеевая) или опускают на несколько минут в банку с растворителем. После этого щетину отжимают от воды (или растворителя) и подсушивают, подвешивая щетиной вниз. Затем щетину перевязывают ниткой или туго обматывают тканью. Это поможет сохранить конусообразную форму кисти, необходимую для работы.
Второй по значению инструмент маляра – это, конечно же, валик. Валиками пользуются для покраски стен после шпатлевания, а также при работе с обоями под покраску. Некоторые мастера отделочных работ предпочитают применять только валики, а кисточки используют для покраски тех участков, где валик не пройдет. Большинство маляров также используют валики для окрашивания поверхностей больших площадей, поскольку работа кистью более утомительна и занимает гораздо больше времени.
Начинающему мастеру легче научиться применять валик, чем кисть. Валик состоит из вращающегося по оси ролика, закрепленного на деревянной ручке (рис. 41). Сам ролик обернут специальным, легко впитывающим краску материалом. В качестве такого материала применяют коротковорсовую шерстяную ткань, натуральный или искусственный мех, а также губку из полимерных материалов. Обычно при покупке валика в магазине в дополнение к этому инструменту покупателю предлагается также приобрести несколько запасных покрытий для валика (рис. 42), которые меняют по мере использования или в зависимости от вида выполняемых работ.
Ось с рукояткой и гайкой.
Валик: а – с поролоновым и махровым покрытием; б – с резиновым покрытием.
Покрасочные работы с помощью валика производятся на широкой и ровной поверхности (не стоит забывать о том, что такие труднодоступные участки, как щели, места соединения пола и стен, места вокруг дверных коробок и прочие, закрашивают кистью).
Перед началом работы валик смачивают в краске и несколько раз с усилием проводят по отжимной решетке до тех пор, пока с катка не перестанет стекать краска. Затем валик приставляют к стене и несколько раз проводят им по окрашиваемой поверхности в одном и том же месте. Не нужно забывать о том, что валиком красят в разных направлениях.
В конце работы валик очищают от краски так же как и малярные кисти, – сначала с помощью растворителя, затем отмывают в теплой мыльной воде. После этого инструмент сушат и хранят в сухом прохладном месте.
|